Управление эмоциями

Общепринято, что управление эмоциями (как и управление чувствами вообще) задача достаточно сложная и даётся с большим трудом. Если копнуть глубже, то в самых разных культурах принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной задачей. А вот, например, североамериканские индейцы, наоборот считают, что управление чувствами — плевое дело, а сложные практики, вводящие в очень глубокий транс необходимы чтобы управлять образами. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом?

Таким образом можно утверждать, что все соглашаются с тем, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия. А вот насколько велики должны быть эти усилия?

Позже в цикле статей по управлению эмоциями, мы предложим несколько достаточно простых методик работы с эмоциями. Хотя, естественно, их простота достаточно условна, всё равно они потребуют приложения некоторых усилий – то есть тренировки.

Вообще говоря большинство людей способно достаточно легко вызвать определенные состояния. Например, попробуйте вспомнить, состояние  радости, прочувствуйте его. Вот вы и получили к нему доступ. Казалось бы достаточно просто, но важно понимать, что доступ очень важно получить именно в нужной ситуации. Лёжа дома на диване очень легко быть уверенным, сохранить трезвость ума, и совсем другое дело быть так же уверенным в себе в стрессовой ситуации. А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать необходимое время.

Критерии управления эмоциями.

Итак, для того, чтобы понять способны ли вы управлять своими эмоциями вы должны уметь следующее:

  • вызывать эмоцию, причём по желанию в любом контексте;
  • удерживать ее необходимое время;
  • при необходимости легко выходить из нее (для ряда эмоций это даже важнее, чем входить);
  • управлять интенсивностью проявления эмоции (например, радоваться можно слабо, сильно и очень сильно);
  • отделять одну эмоцию от другой.