Технологии НЛП в рекламе
Чтобы товар продавался, у кого-то должно возникнуть желание его купить. Формирование этого желания и есть основная задача рекламы. Принцип действия рекламы вроде бы понятен – это своего рода рассказ о положительных сторонах товара. Потребитель воспринимает информацию и настраивается на соответствующий лад.
Восприятие бывает сознательным и бессознательным. Говоря о сознании, мы в том числе имеем в виду опыт и знания. С помощью сознания человек анализирует, проверяет, критикует материал, который ему преподносят. Если же адресовать информацию подсознанию, то «внутренний критик» уже не может подавать свои сигналы. Это как раз то, что называется манипулированием.
Реклама должна не просто презентовать товар, со всех сторон обозначая его достоинства. Главная задача – грамотно воздействовать на восприятие человека, стимулируя в нем желание покупать. Из этого можно заключить, что реклама – это средство программирования человека и инструмент формирования общественного мнения.
Психотехники нейро-лингвистического программирования признаны во многих областях, а в индустрии рекламы занимают одну из главенствующих ниш. Одна из заслуг НЛП состоит в том, что было основательно изучено мышление среднестатистического человека. Мыслительный процесс был расчленен на простые составляющие, или модальности. Основные из них: обращение к зрительному и слуховому опыту и к опыту ощущений. Таким образом, говоря «человек думает», мы имеем в виду «человек чередует воспоминания о зрительных образах, звуках, словах, вкусе, запахах и т.д. Последовательность, с которой составляющие мышления сменяют друг друга, называется стратегией мышления.
Это понятие стало одним из ключевых в рекламном бизнесе и изменило его основной принцип. Теперь товар не обязательно должен быть привлекательным. Люди его купят потому, что, когда они о нем думают, они используют ту же стратегию мышления, или ту же последовательность модальностей, что и во время прежней покупки.
Основываясь на знании различных стратегий мышления, специалисты по рекламе создали особые способы привлечения покупателей. Например, зрительно-чувственная стратегия, другими словами, «вижу-чувствую», позволяет подтолкнуть покупателя к «импульсивной покупке». Слоганы рекламы этого типа имеют примерно такое содержание: «Вы только представьте ваши ощущения»; «Посмотрите, как нежно этот крем ухаживает за вашей кожей»; «Вы будете сиять, и ваше самочувствие улучшится». Особое чередование образов на экране, музыка, песни, стихи также дают значительный эффект. В результате потребителю внедряют нужную стратегию мышления и подталкивают к «импульсивной покупке» мелких и недорогих вещей. Стратегия «вижу-чувствую» подходит только для этой группы товаров. В других случаях такая реклама будет неэффективна. Если есть сомнения по поводу принадлежности товара к той или иной категории, специалисты по рекламе проводят маркетинговые исследования, во время которых узнают образ мыслей потребителя во время совершения покупки аналогичного товара.
В продаже товаров долговременного использования применяется так называемый «внутренний диалог» — разновидность слуховой модальности.