Почему тренинги бывают не эффективны?
Давайте представим, как начинается тренинг на тему «Искусство флирта и женского обаяния». Зал заполнен заинтересованными представительницами прекрасной половины человечества, и находится в предвкушении познания тайн женских чар. Все замирают в ожидании ведущей. И зал наконец входит Она — длинная, бесформенная, безвкусно подобранная и плохо сидящая одежда, отсутствие макияжа, прически, грустный взгляд. В ходе тренинга выясняется, что ведущая и сама имеет проблемы в собственной личной жизни. На второй день занятий зал остается практически пустым. Что произошло? В чем причина неудачи?
Почему у слушателей вдруг пропал интерес? Плохая программа семинара? Неумение ведущего установить контакт с аудиторией? Сложность обучения конкретным навыкам или что-то еще? Давайте попробуем разобраться, почему одни семинары проходят с громким успехом, а другие — забываются на следующие сутки. Почему про одних тренеров говорят, что их семинары всегда эффективны, а про других — это пустая трата времени и денег?
Популярность такой формы обучения, как тренинги, растет с каждым днем. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно многообразен: забота о здоровье, построение грамотных взаимоотношений с людьми, организация успешных продаж, управление кадрами, разрешение конфликтных ситуаций, изучение разных направлений современной психологии и т. д. Их посещают бизнесмены и домашние хозяйки, психологи и врачи, педагоги и студенты, политики и спортсмены — то есть представители всех профессий с самым разным уровнем образования и кругом интересов. Целями посещения семинара у слушателей могут быть такие задачи, как изменение и управление собственным физическим и психологическим состоянием, получение в кратчайшие сроки значительного увеличения прибыли, долгосрочное планирование, умение вести переговоры, достижение взаимопонимания в кругу семьи, повышение своего профессионального уровня или просто общение.
Если мы обратим внимание на тренинговый сектор рынка деловых услуг, который сформировался к настоящему времени, то мы увидим не меньшее разнообразие. Один российский Интернет пестрит тысячью предложениями с приглашениями на различные семинары и тренинги. Здесь и обучение классическим психологическим школам: психодрама, гештальт-подход, психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия; и более новые направления, например, НЛП, которые уже успели обзавестись своей армией поклонников. Причем подобные услуги оказывают как компании, основным профилем которых как раз и является организация краткосрочных и длительных обучающих программ, так и просто специалисты, которые сами достигли больших успехов в какой-либо области человеческой деятельности, накопили огромный опыт и готовы поделиться своими открытиями с другими.
И, несмотря на многообразие семинаров, отвечающих самым разным запросам для различной аудитории, наличие большого числа квалифицированных тренеров, некоторые тренинги проходят неэффективно. С чем это связано? Существует ли разница между структурой и формой подачи тренинга, который приносит ощутимую пользу, и неэффективным тренингом? Есть ли какие-то общие принципы проведения семинаров, которые позволяют избежать проблем, связанных с неудовлетворением интересов и целей заказчиков подобных программ? Что объединяет всех успешных профессиональных тренеров и ведущих? Давайте заглянем в разные аудитории, где проходят занятия, посмотрим, послушаем и попробуем сделать важные выводы.
Баланс теории и практики
Крупное рекламное агентство нанимает известного тренера для проведения семинара, который позволит решить некоторые структурные проблемы взаимодействия производственного и дизайнерского отделов. Руководство агентства, заказавшее семинар, рассчитывало на то, что будут найдены и апробированы именно практические пути разрешения возникающих проблем. Тренер убедительно всех заверил, что эта задача ему по плечу, получил свой аванс и начал программу.
Весь семинар в течение трех дней состоял из теоретического рассмотрения различных моделей, заимствованных из теории организации производственного менеджмента и прочих смежных дисциплин, которые знает каждый прилежный студент любого более или менее приличного экономического ВУЗа. Заказчики остались весьма «довольны» результатами.
Еще пример. Одному из подразделений крупного банка, задачами которого было привлечение новых клиентов, необходимо было увеличить процент заключения успешных сделок. Была приглашена команда тренеров, которые, собрав информацию о текущем состоянии дел, провели семинар, обучающий целому ряду практических навыков. Сотрудников банка научили, как можно быстро установить контакт с клиентом, как заинтересовать его в сотрудничестве, как, в конце концов, убедить его работать именно с этим банком и т. д.
Любопытно, каких результатов смогли достичь воодушевленные семинаром сотрудники банка после того, как снова приступили к выполнению своих должностных обязанностей? В итоге они, конечно, получили множество действительно полезных инструментов, но поскольку эти практические навыки не были встроены в единую теоретическую модель успешного проведения переговоров, то весь эффект от тренинга свелся к разовым случаям использования опыта, полученного на семинаре.
Таким образом, мы с вами увидели две крайности, которые следует избегать, если вы хотите провести по-настоящему эффективный тренинг. Первая крайность заключается в том, когда в процесс обучения включено очень много теоретического материала и мало, или совершенно отсутствуют, практические упражнения. Такие тренинги больше напоминают скучные лекции и малоэффективны с точки зрения практической реализации в повседневной жизни. Перекос в другую сторону, т. е. насыщение занятий одной практикой, приводят к тому, что участники семинара не получают общего системного видения использования нового материала. Приобретенные навыки представляют собой всего лишь палитру разрозненных практических методов, которые тяжело использовать как целостную систему для достижения целей.
хорошо