Мой ребенок — физик или лирик?
Мой ребенок — физик или лирик? Вопрос этот чисто риторический, но если задуматься, в нем заключен глубокий смысл. Оказывается между способностями ребенка и тем как устроен его мозг существует прямая связь. Для того чтобы разобраться в этом вопросе нам понадобятся знания, которые являются частью НЛП.
Знания о специализации отделов мозга, о его асимметричности и функциональных особенностях правого и левого полушария мозга полезно не только для практикующих учителей, но и для родителей. Ведь кто лучше родителей может лучше разобраться в психических особенностях ребенка. Зная, какое из полушарий ребенка доминирует, можно оказать благоприятное влияние на развитие личности ребенка, расширяя круг его возможностей, помогая быть ему более успешным и лучше адаптироваться в мире.
Обучение в современной школе должно проводиться с учетом их психофизиологических особенностей. К одной из этих особенностей относится разделение детей на лево- и правополушарных. Знание индивидуальных особенностей детей может помочь осуществить дифференцированный и индивидуально-личностный подход в обучении.
На основании многочисленных исследований стало ясным, что левое полушарие головного мозга отвечает за письмо, счет, логику в рассуждениях, анализ и логическое мышление. То есть это все случаи, когда нужно оперировать словами и различными знаками. Практически все дети, у которых есть проблемы с математикой – это правополушарные дети. Правое полушарие отвечает за синтетическую деятельность, когда нужно оперировать образами. Оно помогает нам ориентироваться в пространстве, помогает узнавать целое по его части. У детей с хорошо развитым правым полушарием развито творческое начало – они хорошо рисуют, поют, у них развиты артистические способности, и они с удовольствием занимаются спортом. Эти данные подтверждены в экспериментах с использованием энцефалографии. Также доказано, что есть виды деятельности, контроль которых осуществляют оба полушария — данные прибора чередуются так быстро, что невозможно определить какое из полушарий лидирует.
Процесс обучения отличается у правополушарных и левополушарных людей. Правополушарные сначала проводят синтез информации, а затем ее анализ. Левополушарные начинают работать с информацией, анализируя ее, и заканчивают синтезом. У правополушарных наблюдается дедуктивный стиль мышления, а у левополушарных – преобладает индуктивное мышление.
В процессе обучения необходимо развивать как логическое мышление, так и творческие способности ребенка. При игнорировании развития творческого начала, образное мышление занимает подчиненное абстрактному мышлению положение. Это приводит к однобокости, узости мышления и к тому, что у человека не будет чуткого реагирования к изменениям, происходящим в окружающем мире.
Ребенок, как пластилин, что слепите, то из него и выйдет. И между способностями ребенка и тем как устроен его мозг никакой связи нет.