История НЛП

В то время фундаментальной основой НЛП была теория о существовании пяти сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, кинестетической, олфакторной, визуальной и внутреннего диалога. Вскоре эта схема была изменена на четырехкомпонентную (<ВАК>Ад). Сначала группа практиковалась в якорении противоположностей и использовании визуального, аудиального и кинестетического якоря. Проводились эксперименты с интеграцией якорей, а затем как небольшая самостоятельная техника оформился «коллапс якорей». Участники группы в начале 1974 года использовали эту технику для создания амнезии и разрушения некоторых видов автоматического поведения.

Работа по осознанию речевых структур, которые использовал Милтон Эриксон, была оформлена в модель коммуникации, названную милтон-моделью. Она содержала встроенные вопросы, команды, противоречивые постулаты и т. д. Вместе с невербальным пошаговым планированием и выборочным использованием сенсорных предикатов эта модель явилась сильным инструментом для наведения транса и использования измененных состояний сознания. Ричард и Джон превратили «магию» гипноза в то, чему вполне возможно было обучиться. Отталкиваясь от работ Милтона, Ричард и Джон обнаружили в книгах Кастанеды те приемы (особенно метафоры), которые они затем использовали вместе с лингвистическими паттернами Эриксона для индуцирования измененного состояния сознания и создания феномена глубокого транса. Одной из самых динамичных техник, вышедших из программ гипноза, была техника двойной индукции. Двойная индукция — это транс, наведенный двумя людьми: первый человек говорит что-нибудь второму в одно ухо, используя сложные слова и обороты, а третий говорит ему же в другое ухо, употребляя простейшую, «детскую» лексику и грамматику. Идея заключалась в том, что левое и правое полушария мозга таким образом задействовались по-разному, в результате чего подвергнутый эксперименту испытывал особые ощущения в двух половинах своего тела.

Студенты провели в этих группах также несколько различных экспериментов, касающихся феномена, позже названного «остановка мира». Якорение являлось одним из инструментов, которые, наряду с рефреймингом, использовались для остановки внутреннего диалога с целью достижения состояния необычной реальности. Более детальные эксперименты начались с техник «Коллапс якорей» и 6-шаговый рефрейминг. Их результаты впечатляли: значительно усиливался творческий потенциал, доступ к информации и другие ресурсы.

Особое удовольствие участники группы испытывали от экспериментов с позитивными и негативными галлюцинациями. К первым относился опыт, в котором можно было особенно ярко видеть или хорошо слышать то, чего не было в реальности. Вторые служили для устранения объекта, существующего на самом деле. Для этих процессов использовались трансовые состояния, а затем были созданы техники для воссоздания этого феномена вне транса. Изучая трансовые состояния, участники групп упражнялись с трансдеривационным поиском, который впоследствии был встроен в модель якорения, названную «Изменение личностной истории».

Экспериментирование с техниками глубокого транса приводило к одному и тому же вопросу: что дает возможность людям делать все эти «любопытные» вещи в трансе и почему эта способность отсутствует в нормальном состоянии сознания? Почему люди часто так легко изменяются под гипнозом и не могут этого сделать без его использования? Поиск в этом направлении привел к возникновению упражнений и техник, наделяющих людей способностью к демонстрации феномена глубокого транса и разнообразных трансовых состояний вне гипнотической сессии.